В Перу 4-й раз проходит ралли «Дакар», сегодня участники могут перевести дух и посчитать потери — 12 января по расписанию день отдыха в Арекипе. После двух напряженных дней и сменяющихся дорожных покрытий марафонского этапа соревнующиеся экипажи отправились на отдых. Но, конечно, трудно назвать отдыхом то, чем заняты механики абсолютно каждой команды на бивуаке.
Город Арекипа, где проходит день отдыха для «дакаровцев», кроме своего соседства с величественным вулканом Мисти, известен тем, что был первым перуанским городом, в котором были размещены участники «ДАКАРа-2012». Этот город также служил бивуаком в 2013 году, а затем в 2018, но в нынешнем году впервые запланировали столь долгое пребывание служб ралли и каравана техники на его территории. Команды сервисной поддержки и часть судейско-организационного корпуса оставались в Арекипе почти три дня, пока гоночные машины соревновались на этапе-марафоне.
Грузовики трех экипажей «МАЗ-СПОРтавто», выступающие при поддержке G-Energy, премиального бренда масел компании «Газпромнефть – смазочные материалы», в день отдыха все находились на бивуаке и проходили плановое техобслуживание. На данный момент лучшая позиция после пяти этапов у Алексея Вишневского (№511) — седьмая позиция генеральной классификации, 12-е место у Александра Василевского (№519) и на 15-м месте находится Сергей Вязович (№501).
Сергей Вязович, пилот, руководитель команды «МАЗ-СПОРтавто»: «Половина дистанции гонки позади, для каждого из наших экипажей она сложилась по-разному. Лучшая позиция на сегодня у Алексея Вишневского: предварительно, он идет на шестой позиции. Будем работать на удержание и улучшение позиции. Александр Василевский и наш экипаж едем с задачей помогать Алексею удерживать данную позицию, по возможности улучшая свои. Непростая была неделя, ошибаются, к сожалению, люди, а техника наша нас не подводит. Ко дню отдыха мы рассчитывали иметь другие позиции в классификации.
В нашем экипаже с первого по третий день большую роль сыграл «человеческий фактор» — небольшие ошибки с навигацией в первый день, во второй день — ненужная авария на финише спецучастка, в третий день торопливость при соборе ступицы перед стартом спецучастка, что привело к проблемам на трассе. В тот момент мы думали, что можем оформить сход, но смекалка помогла в процессе ремонта в полевых условиях. Канал поредел почти на 50% — много грузовиков «вне игры», но мы продолжаем борьбу и имеем шансы на место на подиуме, будем использовать эту возможность до последнего. Что из этого получится, узнаем на финише гонки!».
В первую очередь, день «отдыха» позволяет техникам максимально тщательно проверить транспортные средства и устранить накопленные неисправности. У каждой команды разработан «регламент ревизий» — какие-то детали подлежат обязательной замене, как отработавшие положенное число «гоночных» километров; выполнить ряд обязательных замен технических жидкостей, а также поменять масло во всех узлах и системах. В целом — нужно подготовить технику ко второй части ралли, которая отнюдь не будет похожа на легкую туристическую прогулку!Уставшим гонщикам не помещает ни стук кувалд, ни треск пневмоинструмента, ни «трели» компрессора, ни лязганье металла о металл. Причем трудиться механики начали ночью, сразу же по прибытии их экипажей на бивуак.
Кроме того, для инженеров мобильной лаборатории компании «Газпромнефть – смазочные материалы» день отдыха — это день расширенной программы взятия образцов технических жидкостей из гоночных автомобилей для проведения анализа их состояния. Все трудятся сообща для того, чтобы ни один нюанс не помешал успешному преодолению последующих этапов ралли «ДАКАР-2019».
В своих автомобилях «МАЗ-СПОРТавто» использует моторное масло G-Energy. Есть специальная линейка эксклюзивных спортивных масел, изготовленных по уникальной рецептуре. На основе информации, полученной в ходе ралли, компания «Газпромнефть – смазочные материалы» делает определенные выводы, внедряя новые технологии и в маслах, предназначенные для гражданских автомобилей.
Станислав Дорошенко, технический специалист мобильной лаборатории G-Energy: «Сегодня у нас день отдыха для «боевых» экипажей, но напряженный день для механиков. Также у нас, на это день запланирован самый обширный контроль смазочных материалов. По регламенту будет проведена обязательная замена моторного масла в двигателях всех грузовиков. Мы контролируем состояние всех отработавших масел, чтобы определить как работают системы обеспечения двигателя. На сегодня запланировал отбор проб из всех узлов трансмиссии — это передний и задний мост, раздаточная коробка и коробка передач. Здесь мы смотрим интенсивность накопления металлов износа в масле. Замена смазочных материалов здесь не обязательна по регламенту, но если металла в пробах будет много, то это сигнал к превентивной замене масла. А если показатель будет значителен, то это сигнал механикам к разбору узла и контролю состояния его деталей, выявлению причин и возможному ремонту.
Дополнительно мы также отбираем пробы моторных масел из автомобилей технического сопровождения. В трех машинах-техничках залито «гражданское» масло — мы ведем сравнительный анализ рецептур обычных, не гоночных, масел».
13 января, в воскресенье, маршрут этапов будет направлен обратно в сторону перуанской столицы. Для участников подготовлены: лиазон в 443 километра к старту спецучастка, 309-километровый спецучасток, где почти 19 километров — зона нейтрализации, затем второй лиазон в 57 километров.
Характеристика покрытия этапа: 80% — бездорожье, из которых 70% — пески и мягкий грунт, где 30% придется на дюны, 25% — на камни и гравийные дороги. На спецучастках могут встречаться следы колес третьего этапа. Первая часть скоростной трассы будет проходить по дюнам с последующим выездом на бездорожье, вторая часть приведет снова в пески и высокие дюны, движение курсом станет основной темой дня. Будет встречаться «феш-феш», а движение по пляжной полосе завершит маршрут в Сан-Хуан-де-Маркона. Этот день станет вторым шансом для тех, кого постигли технические неудачи на предыдущих этапах — для таких участников на внедорожниках, «SxS» и грузовиках запланирован «Полумарафон «ДАКАР».
Тонкости этого отдельного соревнования состоят в следующем: изменится стартовый порядок на вторую неделю «ДАКАРа» — на старт шестого этапа, являющегося первым для полумарафонцев, его участники выйдут в порядке присвоения им новых стартовых номеров, но после всех классифицированных к тому моменту участников в каждой из категорий. На последующие этапы все участники стартуют в порядке классификации на предыдущем этапе, но не один участник-полумарафонец не сможет стартовать выше 25-й позиции. Своеобразный приоритет отдан тем, кто успешно достигал финиша этапов в предыдущую неделю ралли. Результаты участников «Полумарафона «ДАКАР» будут отражены в классификации каждого дня, но уже не появятся в общей классификации после всех состоявшихся этапов.
13 Января 2019