Новости ОАО "МАЗ"

(495) 668-07-48 Звонок по Skype

Юбилей музея Минского автомобильного завода

Юбилей музея Минского автомобильного завода

6 ноября Музей истории и трудовой славы Минского автозавода отметит знаменательную дату — свой полувековой юбилей. 50 лет кропотливой и плодотворной работы по сбору и сохранению реликвий флагмана отечественного автомобилестроения. 50 лет приобщения автозаводцев к истории предприятия — от пуска цехов до создания новейших образцов техники. И 50 лет прославления производственных, культурных и спортивных достижений тружеников МАЗа. Все это — наш музей.

Такое событие газета «Автозаводец», все выпуски которой, начиная с 1947 года, музей бережно хранит в своем фонде, конечно, не могла обойти стороной. И сегодня, в преддверии юбилея, вместе с хранительницами истории Минского автозавода — заведующей музеем Мариной Севастьянович и ведущим специалистом Оксаной Мачахиной — пролистаем некоторые страницы этой славной летописи.

С чего все начиналось

Как известно, поводом для создания музея послужила книга очерков об истории нашего завода. Во время ее написания было собрано много документов, материалов и предметов, связанных с предприятием. Тогда и возникла идея создать на МАЗе музей. Ее поддержал директор завода И.М. Дёмин, подписав 7 апреля 1966 года соответствующий приказ. И спустя полтора года, 6 ноября 1967-го, музей открылся.

Юбилей музея Минского автомобильного завода
Юбилей музея Минского автомобильного завода

К слову, все, что первоначально было представлено в экспозиции, собрано его энтузиастами, членами заводской комиссии по написанию истории. Большой вклад внесли старший инженер отдела главного конструктора Герой Советского Союза Е.Г. Вайнруб и старший инженер отдела технической информации В.М. Сарапкин. Благодаря их стараниям, а также неравнодушных к судьбе завода современников, вот уже полвека на МАЗе действует музей.

Сейчас он представляет собой большой зал площадью почти в 400 кв. метров на третьем этаже заводоуправления. А первоначально его площадь была всего 68 кв. м. Музей размещался в здании барачного типа, построенного еще немцами там, где нынче расположена автостоянка. В бараке, кроме музея, находилось первое заводоуправление, поликлиника и некоторые другие службы предприятия. На новые площади музей переехал в начале 90-х. А в 2011 году помещение претерпело грандиозную реконструкцию.

«Говорящая» тишина

Знакомятся с историей МАЗа многие молодые автозаводцы еще на стадии трудоустройства. Случайно или нет, но так уж совпало, что музей расположен на одном этаже с управлением кадров. И молодежь, зачастую, заглядывает сюда скоротать время и уходит более уверенной в выборе профессии и места работы.

Впервые автор этих строк заглянула в музей из любопытства, когда сама устраивалась на работу. Думала, на минутку, но осталась надолго, с интересом и трепетом знакомясь с каждой тематической экспозицией. В помещении было настолько тихо, что глухой звук шагов буквально пронзал тишину. Приглушенный свет создавал некую особую атмосферу загадочности. И это всё располагало к тому, чтобы на несколько минут совершить путешествие во времени и «прикоснуться» к прошлому.

Тогда и познакомилась с заведующей музеем, Мариной Михайловной, к которой редакция обращается всякий раз, когда для подготовки газетного материала требуются исторические данные и интересные факты. Наш разговор был негромким, под стать обстановке, других посетителей в тот час в зале не было. Но вот волшебную музейную тишину нарушил шум голосов: один за другим стали входить школьники, пришедшие на экскурсию. И музей с новой силой зазвучал шагами и разговорами... С фотографий смотрели герои войны и труда. Под стеклом музейных витрин — документальное подтверждение самых важных и значимых событий МАЗа, воспоминания и предметы тех, кто сам уже стал историей.

Собирали по крупицам

Музей завода был открыт в год 20-летия начала производства автомобилей. И отпразднует свой «золотой» юбилей на пороге еще одной памятной даты — 70-летия выхода с конвейера первого «МАЗа».

Каждое важное событие находит свое отражение в документах или фотографиях, хранящихся в музее. А первые экспонаты заводской коллекции, с которыми можно ознакомиться, даже не попадая в закрома, красуются на постаментах перед заводоуправлением и центральной проходной. Это не только раритетные автомобили, но и ходовые образцы автотехники «МАЗ».

В экспозиционном зале история завода иллюстрируется тысячами экспонатов. Кроме того, музей сегодня обладает более чем 20 тысячами единиц основного и вспомогательного хранения, и фонд постоянно пополняется.

Особенно яркие музейные страницы связанны с трудом заводчан в завершающий год Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены оригинальные справки участников партизанского движения, а также уникальные исторические фотографии, запечатлевшие первых автозаводцев в Красном Урочище, работы по расчистке и восстановлению города, личные вещи свидетелей тех событий.

В последующих разделах особое внимание уделяется модернизации производства на основе последних достижений науки и техники. Экспонаты рассказывают о сооружении новых и реконструкции старых цехов и корпусов, постановке на производство новой техники. Эта тема раскрывается с помощью макетов автомобилей, образцов прогрессивного инструмента, патентов на промышленные образцы автомобилей и автобусов, документов и фотографий заводских ученых. Хранятся в фонде видеофильмы из истории завода, публикации в периодической печати, с которыми могут ознакомиться посетители.

Тематические стенды освещают социальную сферу, внешнеэкономическую деятельность предприятия. В отдельной экспозиции — материалы о генеральном конструкторе М.С. Высоцком. Ее сменяет Галерея славы, где размещены фотографии лауреатов государственных премий СССР, БССР и Республики Беларусь. Спортивная история автомобилей МАЗа представлена международными призами и кубками, дипломами, в том числе и за участие одной из самых престижных мировых гонок — ралли-рейде «Дакар».

Визитная карточка МАЗа

Музей получил признание не только в своем заводском коллективе. Интерес к истории МАЗа подтверждают и посетители, количество которых увеличивается. Например, за прошлый год в музее прошло 178 организованных экскурсий, в 2017-м — их число уже превысило 200. А это значит, что практически ежедневно сюда приходят те, кому интересна история завода и его тружеников.

Юбилей музея Минского автомобильного завода
Юбилей музея Минского автомобильного завода
Юбилей музея Минского автомобильного завода

Кроме того, посещение музейной экспозиции стало важным пунктом программы пребывания на МАЗе многочисленных зарубежных делегаций. Таким образом, музей истории и трудовой славы своеобразной визитной карточкой Минского автомобильного.

Музею — долгих лет!

День рождения — всегда праздник с наилучшими пожеланиями. По случаю полувекового юбилея теплые слова в адрес «виновника торжества» прозвучали и от Ларисы Анисьевны Казачок, которая более 30 лет была несменной хранительницей истории МАЗа:

Юбилей музея Минского автомобильного завода
Юбилей музея Минского автомобильного завода
Юбилей музея Минского автомобильного завода

— Прежде всего, в этот день хочется поздравить и поблагодарить ветеранов нашего предприятия, которые по крупицам собрали основной фонд музея, поделились не только своими воспоминаниями, но и оставили в дар личные документы и вещи.

Отдельных слов признательности заслуживает один из основателей музея, его первый директор В.М. Сарапкин. Во время первой встречи с Владимиром Михайловичем меня поразило то, с каким трепетом он рассказывал о музее и показывал экспозицию. Такое отношение передалось и мне, когда пришла сюда работать.

— В наследство от своего предшественника получила и склонность к собирать исторические реликвии. Мне кажется, что все музейные работники — немножко «плюшкины», — улыбается Лариса Анисьевна. — Для нас мелочей не бывает: мы берем любой предмет, который сначала может показаться незначительным, и радуемся, когда потом он становится основой отдельной экспозиции.

Кстати, благодаря В. Сарапкину, который в свое время был редактором «Автозаводца», удалось сохранить выпуски газеты первых десятилетий. Но, чтобы в музее появились номера за все годы издания «многотиражки», пришлось заказывать копии отдельных экземпляров в Москве — в библиотеке им. Ленина. Зато все подшивки были восстановлены.

— Такой скрупулезный подход, немного даже фанатичное отношение к делу отличают тех, кто работает в музее, — считает Л. Казачок. — Думаю, нынешние сотрудники соблюдают эту преемственность. Здесь не может быть равнодушных людей, поскольку мы несем большую ответственность за сохранность исторического наследия. Имеет значение каждое наше слово и чем оно отзовется в сердцах посетителей.

Наш музей, можно сказать, — еще одно лицо предприятия. Поэтому, прежде всего, желаю Минскому автозаводу процветания, чтобы у «храма истории» МАЗа была возможность отметить свой — уже вековой — юбилей!


5 Ноября 2017

Вернуться к списку новостей