6 ноября Музей истории и трудовой славы Минского автозавода отметит знаменательную дату — свой полувековой юбилей. 50 лет кропотливой и плодотворной работы по сбору и сохранению реликвий флагмана отечественного автомобилестроения. 50 лет приобщения автозаводцев к истории предприятия — от пуска цехов до создания новейших образцов техники. И 50 лет прославления производственных, культурных и спортивных достижений тружеников МАЗа. Все это — наш музей.
Такое событие газета «Автозаводец», все выпуски которой, начиная с 1947 года, музей бережно хранит в своем фонде, конечно, не могла обойти стороной. И сегодня, в преддверии юбилея, вместе с хранительницами истории Минского автозавода — заведующей музеем Мариной Севастьянович и ведущим специалистом Оксаной Мачахиной — пролистаем некоторые страницы этой славной летописи.
С чего все начиналось
Как известно, поводом для создания музея послужила книга очерков об истории нашего завода. Во время ее написания было собрано много документов, материалов и предметов, связанных с предприятием. Тогда и возникла идея создать на МАЗе музей. Ее поддержал директор завода И.М. Дёмин, подписав 7 апреля 1966 года соответствующий приказ. И спустя полтора года, 6 ноября 1967-го, музей открылся.
К слову, все, что первоначально было представлено в экспозиции, собрано его энтузиастами, членами заводской комиссии по написанию истории. Большой вклад внесли старший инженер отдела главного конструктора Герой Советского Союза Е.Г. Вайнруб и старший инженер отдела технической информации В.М. Сарапкин. Благодаря их стараниям, а также неравнодушных к судьбе завода современников, вот уже полвека на МАЗе действует музей.
Сейчас он представляет собой большой зал площадью почти в 400 кв. метров на третьем этаже заводоуправления. А первоначально его площадь была всего 68 кв. м. Музей размещался в здании барачного типа, построенного еще немцами там, где нынче расположена автостоянка. В бараке, кроме музея, находилось первое заводоуправление, поликлиника и некоторые другие службы предприятия. На новые площади музей переехал в начале 90-х. А в 2011 году помещение претерпело грандиозную реконструкцию.
«Говорящая» тишина
Знакомятся с историей МАЗа многие молодые автозаводцы еще на стадии трудоустройства. Случайно или нет, но так уж совпало, что музей расположен на одном этаже с управлением кадров. И молодежь, зачастую, заглядывает сюда скоротать время и уходит более уверенной в выборе профессии и места работы.
Впервые автор этих строк заглянула в музей из любопытства, когда сама устраивалась на работу. Думала, на минутку, но осталась надолго, с интересом и трепетом знакомясь с каждой тематической экспозицией. В помещении было настолько тихо, что глухой звук шагов буквально пронзал тишину. Приглушенный свет создавал некую особую атмосферу загадочности. И это всё располагало к тому, чтобы на несколько минут совершить путешествие во времени и «прикоснуться» к прошлому.
Тогда и познакомилась с заведующей музеем, Мариной Михайловной, к которой редакция обращается всякий раз, когда для подготовки газетного материала требуются исторические данные и интересные факты. Наш разговор был негромким, под стать обстановке, других посетителей в тот час в зале не было. Но вот волшебную музейную тишину нарушил шум голосов: один за другим стали входить школьники, пришедшие на экскурсию. И музей с новой силой зазвучал шагами и разговорами... С фотографий смотрели герои войны и труда. Под стеклом музейных витрин — документальное подтверждение самых важных и значимых событий МАЗа, воспоминания и предметы тех, кто сам уже стал историей.
Собирали по крупицам
Музей завода был открыт в год 20-летия начала производства автомобилей. И отпразднует свой «золотой» юбилей на пороге еще одной памятной даты — 70-летия выхода с конвейера первого «МАЗа».
Каждое важное событие находит свое отражение в документах или фотографиях, хранящихся в музее. А первые экспонаты заводской коллекции, с которыми можно ознакомиться, даже не попадая в закрома, красуются на постаментах перед заводоуправлением и центральной проходной. Это не только раритетные автомобили, но и ходовые образцы автотехники «МАЗ».
В экспозиционном зале история завода иллюстрируется тысячами экспонатов. Кроме того, музей сегодня обладает более чем 20 тысячами единиц основного и вспомогательного хранения, и фонд постоянно пополняется.
Особенно яркие музейные страницы связанны с трудом заводчан в завершающий год Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены оригинальные справки участников партизанского движения, а также уникальные исторические фотографии, запечатлевшие первых автозаводцев в Красном Урочище, работы по расчистке и восстановлению города, личные вещи свидетелей тех событий.
В последующих разделах особое внимание уделяется модернизации производства на основе последних достижений науки и техники. Экспонаты рассказывают о сооружении новых и реконструкции старых цехов и корпусов, постановке на производство новой техники. Эта тема раскрывается с помощью макетов автомобилей, образцов прогрессивного инструмента, патентов на промышленные образцы автомобилей и автобусов, документов и фотографий заводских ученых. Хранятся в фонде видеофильмы из истории завода, публикации в периодической печати, с которыми могут ознакомиться посетители.
Тематические стенды освещают социальную сферу, внешнеэкономическую деятельность предприятия. В отдельной экспозиции — материалы о генеральном конструкторе М.С. Высоцком. Ее сменяет Галерея славы, где размещены фотографии лауреатов государственных премий СССР, БССР и Республики Беларусь. Спортивная история автомобилей МАЗа представлена международными призами и кубками, дипломами, в том числе и за участие одной из самых престижных мировых гонок — ралли-рейде «Дакар».
Визитная карточка МАЗа
Музей получил признание не только в своем заводском коллективе. Интерес к истории МАЗа подтверждают и посетители, количество которых увеличивается. Например, за прошлый год в музее прошло 178 организованных экскурсий, в 2017-м — их число уже превысило 200. А это значит, что практически ежедневно сюда приходят те, кому интересна история завода и его тружеников.
Кроме того, посещение музейной экспозиции стало важным пунктом программы пребывания на МАЗе многочисленных зарубежных делегаций. Таким образом, музей истории и трудовой славы своеобразной визитной карточкой Минского автомобильного.
Музею — долгих лет!
День рождения — всегда праздник с наилучшими пожеланиями. По случаю полувекового юбилея теплые слова в адрес «виновника торжества» прозвучали и от Ларисы Анисьевны Казачок, которая более 30 лет была несменной хранительницей истории МАЗа:
— Прежде всего, в этот день хочется поздравить и поблагодарить ветеранов нашего предприятия, которые по крупицам собрали основной фонд музея, поделились не только своими воспоминаниями, но и оставили в дар личные документы и вещи.
Отдельных слов признательности заслуживает один из основателей музея, его первый директор В.М. Сарапкин. Во время первой встречи с Владимиром Михайловичем меня поразило то, с каким трепетом он рассказывал о музее и показывал экспозицию. Такое отношение передалось и мне, когда пришла сюда работать.
— В наследство от своего предшественника получила и склонность к собирать исторические реликвии. Мне кажется, что все музейные работники — немножко «плюшкины», — улыбается Лариса Анисьевна. — Для нас мелочей не бывает: мы берем любой предмет, который сначала может показаться незначительным, и радуемся, когда потом он становится основой отдельной экспозиции.
Кстати, благодаря В. Сарапкину, который в свое время был редактором «Автозаводца», удалось сохранить выпуски газеты первых десятилетий. Но, чтобы в музее появились номера за все годы издания «многотиражки», пришлось заказывать копии отдельных экземпляров в Москве — в библиотеке им. Ленина. Зато все подшивки были восстановлены.
— Такой скрупулезный подход, немного даже фанатичное отношение к делу отличают тех, кто работает в музее, — считает Л. Казачок. — Думаю, нынешние сотрудники соблюдают эту преемственность. Здесь не может быть равнодушных людей, поскольку мы несем большую ответственность за сохранность исторического наследия. Имеет значение каждое наше слово и чем оно отзовется в сердцах посетителей.
Наш музей, можно сказать, — еще одно лицо предприятия. Поэтому, прежде всего, желаю Минскому автозаводу процветания, чтобы у «храма истории» МАЗа была возможность отметить свой — уже вековой — юбилей!
5 Ноября 2017